Государственная регистрация перехода права собственности

Чтобы стать полноправным владельцем недвижимости или земельного участка, гражданин должен пройти обязательную процедуру государственной регистрации перехода права собственности.

Обойтись без этого нельзя – при возникновении спорной ситуации с объектом в будущем возможно возникновение многочисленных проблем, связанных с доказательством того, что объект действительно принадлежит его хозяину.

Регламентируется эта процедура статьей 551 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно букве закона, лицо, намеренно уклоняющееся от прохождения процедуры государственной регистрации, обязано возместить все убытки, связанные с затягиванием сроков, в полном размере второй стороне договора.

Государственная регистрация перехода права собственностиФункции регистрационного органа в России выполняет Федеральная служба государственной регистрации и кадастра.

При возникновении необходимости обращаться следует в территориальное отделение регистрирующего органа по месту нахождения регистрируемого имущества.

При обращении в службу регистрации необходимо иметь при себе определенный перечень документов, в который входят:

  • Уставные документы юридических лиц, которые подтверждают полномочия заключения сделки, а также правомочность подписания договора купли-продажи;
  • Документы, подтверждающие возможность представителей проводить сделку и подписывать договор;
  • Заявление о госрегистрации;
  • Квитанции об оплате госпошлины за регистрацию права на недвижимость;
  • Договор купли-продажи;
  • Документы на недвижимость: паспорт объекта, план БТИ, кадастровая документация.

После того, как сдан весь перечень необходимых документов, работником регистрирующего органа вносится запись в специальную Книгу учета, а также выдается расписка о том, что документы приняты.

Регистрация перехода права собственностиС этого момента начинается отсчет срока, за который должна быть проведена государственная регистрация. Согласно закону, этот срок не может превышать тридцати календарных дней (сроки регистрации зависят от вида сделки и могут варьироваться от семи дней при регистрации договора дарения до 30 дней).

Также для того, чтобы не допустить повторной регистрации этого же объекта, работник регистрирующего органа вносит в Единый государственный реестр прав пометку о том, что на данный объект имеются правопритязания у лица, подавшего заявку.

После этого проводится правовая экспертиза документов, в рамках которой устанавливается юридическая сила и достоверность данных, содержащихся в документах.

После завершения этого этапа ответственное лицо принимает решение, которое может как удовлетворить поданное заявление и утвердить сделку c указанной в нем неддвижимостью, а также зарегистрировать право собственности на недвижимость, так и остановить государственную регистрацию.

В случаях же, когда сделка не одобрена, выносится отказ в регистрации.

Если заявитель считает, что решение об отказе неправомочно и вердикт должен быть другим, он имеет право обратиться в суд и обжаловать это решение.

Следует заметить, что при отказе возможно повторное обращение с исправленными документами и устраненными неточностями.